Окна
Сантехника
МеталлИзделия
СтройИнструмент
Потолки
Кровля
Дизайн дома
Климат
Плитка
Изоляция
Электрооборудование
На пол
Бетон
Статьи по теме
Интерьер:

Интерьер
Национальные традиции интерьера
Современный интерьер
Общая комната (гостиная)
Спальные комнаты
Детская комната
Интерьер кухни
Ванная комната и туалет

Оформление помещений:

Оформление помещений
Стены
Облицовка стен
Потолок и полы
Отопление, или тепло в Вашем доме
Занавесы и ковры

Посуда:

Посуда
Наборы посуды
Производители посуды
Нержавеющая посуда
Кухонная посуда
Купить посуду
Вазы

Люстры:

Люстры
Люстры и светильники
Хрустальные люстры
Где купить люстру
Светодиодные люстры
Устновка люстры

Ткани:

Ткани и материалы
Портьерная ткань
Ткани на шторы

ДизайнКаталог компаний:
Цветы и растения
Вазы, хрусталь
Посуда, сервизы, приборы
Ткани и материалы
Люстры
Национальные традиции интерьера.


В организации интерьера дома многие сельчане копируют городской стиль, забывая о том, что сельский дом, тем более усадебный, имеет свои особенности. И здесь не стоит забывать о национальных традициях, о том, как жили наши отцы и деды. Национальный колорит в интерьере — не просто элементы оформ-ления, но и живая нить времён и поколений, накопленный веками бытовой опыт.


Интерьер жилых домов, строившихся ранее в белорусских деревнях, был предельно прост и в зависимости от планировочного решения делился на три группы: однокамерные, двухкамерные и трёхкамерные дома. Однокамерные состояли из одного помещения (хаты) без сеней и были широко известны по всей Беларуси в 17—18 вв. В единственном помещении однокамерного дома хранились продукты и выполнялись различные работы. Постепенно их сменили двухкамерные дома, формировавшиеся по схеме хата + сени. В сенях ставили некоторые вещи и выполняли многие виды хозяйственных работ, изредка их использовали и как жилое помещение, размещали здесь лавы вдоль стен, ставили стол, даже кровать. Перегородкой в сенях выделяли камору для хранения продуктов, запасов зерна, зимней одежды и т.д. Трёхкамерный жилой дом с 19 в. можно считать основным типом жилья белорусских крестьян. Вариантов его планировочных решений несколько, наиболее распространена схема хата + сени + хозяйственное помещение (камора, клеть, варивня). Сени находились в средней части дома. Из них делали дверь в хату, а напротив — дверь в хозяйственное помещение. Иногда планировка усложнялась: в сенях отгораживали камору; в сенях ставили печь, сюда выносили всё кухонное хозяйство; хозяйственное помещение делили перегородкой на две части с самостоятельными входами из сеней. На Поднепровье была распространена планировочная схема хата + хата + сени. Она возникла как результат расширения существующего жилья и оказалась очень удобной. В каждой хате делали печь, но иногда вторая, дальняя, хата оставалась без печи и ею пользова-лись только летом. Постепенно эта вторая хата стала парадным помещением, служившим в основном для приёма гостей.


Помещение, где люди жили, работали, отдыхали, всегда было наиболее важным в хате. В однокамерном доме обычно около дверей в углу стояла печь, занимавшая порой четверть всей площади. Напротив печи был хозяйственный угол, так называемый «бабий кут», где готовили еду. Здесь стояла лавка с ведром для воды, на стене висела полка для посуды, на вбитом в стену крюке или колышке — полотенце (ручник). На продольной стене этого угла висела вторая полка для хранения мелких вещей и свежевыпеченного хлеба. По диагонали от печи находился «красный кут» (покуть) — наиболее почётное место в хате. Здесь стоял стол, в праздники покрытый скатертью, вдоль стен — широкие лавы. В углу висели иконы, обычно украшенные полотенцами. Между печью и торцовой стеной делали помост из досок (пол). Обычно ночью на него клали сенники, набитые соломой, а днём постель собирали и пол становился обычным местом для игр детей. Под полом делали небольшое углубление, где хранили картофель, овощи. Над полом сверху устраивали ещё один помост — полати, где спали старшие члены семьи и дети — там было теплее. Полати опирались одним концом на печь, а вторым — на специально подвешенную к балке жердь. Между «красным» и «бабьим» углами выполнялись хозяйственные работы, здесь ставили прялку или ткацкий станок, рядом был лучник — переносная стойка с зажимом, в который втыкали лучину. В Полесье и центральных районах Беларуси ближе к печи делали «посвет» — постоянный прикреплённый к потолку лучник с дымоходом.


Неотъемлемым элементом интерьера была печь. До середины 19 в. преобладали курные печи, с которыми была связана такая часть интерьера, как грады — полки под потолком, в основном около печи, где сушили и хранили часть дров, лучину. Печи с дымоходом широко распространились со второй половины 19 в. Тогда же начали делать дополнительную печь для обогрева хаты — грубку. Её делали иногда в виде перегородки, делившей интерьер на две комнаты.


В конце 19 — начале 20 в. перемены в социально-экономической жизни деревни меняют быт крестьянства. Постепенно меняется и планировочная структура дома. Печь и пространство перед ней отделяют от остального помещения, печи делают с дымоходами. Часть хаты, где люди жили, отдыхали, спали, становится более удобной, спокойной. В конце 19 в. в интерьерах крестьянских хат появилась передвижная мебель: кровати, столы, стулья, канапы, шкафы, сундуки. Помимо различий в размерах и конструктивных решениях они отличались многообразием декоративных приёмов. У кроватей, например, весьма разнообразна обработка спинок и ножек. Сундук, служивший для хранения одежды и связанный со свадебной обрядностью, имел множество художественных решений, в которых главная роль отводилась росписи. Он помогал функционально делить помещение, а вместе с ручниками, постилками, занавесками и остальным домашним имуществом создавал необходимый эмоциональный климат для отдыха и труда крестьянина.


В различных регионах Беларуси интерьер жилья при общности основных решений имел многие отличия, особенно в архитектурных конструкциях. Эта разница дополнялась различиями в комплексе предметов, характеризовавших быт крестьянской семьи, разнообразия одежды, изделий ткачества, орудий труда, что в совокупности обеспечивало своеобразие интерьеров народного жилища Беларуси и определило основную его особенность — тесную связь с природным окружением, со сменой времён года. А это в свою очередь определяло, какими заботами в то или иное время года жила крестьянская семья. Зимой в хате появлялся ткацкий станок и необходимое для ткачества оборудование — прясницы, коловороты, мотовила, сновницы и т.д., летом эти предметы из интерьера исчезали. Всё это не только меняло интерьер, но и требовало чёткого соблюдения правила — каждый предмет в хате, а их было множество, имел своё определённое место.


©bbsp.ru, 2009. Все права защищены.
При копировании сссылка на http://www.bbsp.ru обязательна.